Сумерки

Жанр

Сельский пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1978

Өлчөмү

25х38,3

Номери

12358-3201ж

Солнце только что закатилось, а свет еще задержался на некоторое время. Воздух не хочет расставаться с дневной бодростью. Земля и небо отдают накопленную энергию и всячески оттягивают наступление ночи. Не хотят наступления мрака, раз солнце ушло, пусть всегда будут… сумерки! Все стало тонально типовым, не темным, не светлым, и не серым – прозрачным! Еле заметен месяц. На что здесь любоваться? Во что вглядываться? Сумерки – это время мастера! Он любит едва различимые оттенки. Он физически ощущает прозрачность, как воду акварели, когда свет излучает… картон… Возле юрты стоит женщина с ребенком. Вглядывается в поля. Ждет мужа с работы. А может темноты? А может ее заворожил желто-холодный месяц. Идет дым, в юрте очаг, но он не дает тепла. Кругом холодные оттенки. Деревья привносят некоторый уют. И ребенок – всегда уют. Но этого мало. Рядом стоит дом на высоком темно-сером фундаменте. Пустой дом…. Хватит хандрить! Сейчас вернутся с полей взрослые и мужчины, принесут тепло и вести большого мира, зажгут электричество и все оживет. Художнику важен архетип: женщина с ребенком ждут вечером мужчину с работы. Так было всегда, из века в век. Сейчас это смотрится шаблоном. А может быть и нет. Художник недавно снялся в главной роли в фильме «Улан». В кино было рассказано о том, как пагубно влияет на человека отрыв от традиций. Как трудно удержать традиции в асфальтовом городе. Рядом стоят два дома, и художник предпочитает традиционный. Небольшой этюд написан мастерски: сквозь фактуру картона проглядывает мастерство души!


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.