Уста. Центральная часть триптиха «Уста»

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1984

Размер

80,2х72,7

Номер

11451-2845ж

Это центральная часть триптиха. В его левой части изображен интерьер ремесленной мастерской, а в правой – натюрморт из инструментов. Чокмор был уста, мастер на все руки, мастерил, и конскую утварь, и музыкальные инструменты. Старший сын Султан – наследник дела отца – дожил до 1995 года, до восьмидесяти семи лет. Сохранилась фотография, на которой Суйменкул пишет с натуры именно эту работу, и позирует ему его старший брат – Султан Чокморов. В 80-е годы в творчестве художника наблюдается возврат к реалистичной манере письма, к традиционным «ремесленным» методам работы. Старый Уста в своей мастерской, держит перед собой деревянную заготовку для седла. Детально прописаны: лицо, седые усы, глаза, и особенно руки. Одет в повседневную рабочую одежду. Позади на стене развешаны топоры, тесла, ножовки, щипцы, молотки, напильники, конская сбруя. Всевозможные инструменты, складки одежды, глубокие морщины, набухшие вены – все это причудливые узоры старины, народных ремесел, неприхотливого крестьянского быта. Даже калпак своим простецким видом будто «заявляет»: у нас здесь все просто, работаем мы. Раньше немало было таких людей, которые внешне ничем не выделялись, но зато на них и держалась советская власть вплоть до самого своего конца. Это они, своим каждодневным трудом, сглаживали все недоделки и просчеты партии. И делали не просто вещи, а вещи высокохудожественные. Помогали людям жить по законам красоты. Народные мастера! Народные художники!


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.