Жанр
Индустриальный пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1974
Размер
69х48
Номер
8835-2348-ж
Токтогульская ГЭС – гидроэлектростанция на реке Нарын. Подготовительные работы были начаты в 1962 году. Официальной датой пуска первого гидроагрегата считается 5 января 1975 года… По створу реки через год хлынет вода и в энергосистему страны начнет поступать электричество. За плотиной водохранилище, затопившее многие селения. Там проживало свыше 29 тысяч человек, и их всех пришлось переселять… Производственная тема в СССР рассматривалась: в начале, как воспевание труда; позже – трудовых будней; и, наконец, просто как фиксация хода работ. Перед нами фиксация, но не бездушная – эстетически полноценная! Есть композиционные находки, но делать большую картину желания не было. А почему? … В 1971 году появился документальный фильм «Нарынский дневник» режиссера Альгимантаса Видугириса. Фильм получился сложным и глубоким, задевал все основные проблемы строительства Токтогульской ГЭС. Задевал по-советски – оптимистично. Что могла к этому предложить живопись? Кроме красивейшего золотисто-коричневого колорита? И умения фактурой строить пространство… Краешек неба, контуры вершин, крутые склоны. В створе реки строится плотина. Людей не видно, наверное, отдыхают. На строительной площадке находятся: краны, временные сооружения, арочный тоннель, зеленая емкость, трубы, шланги. А горы спокойно наблюдают за этим рабочим беспорядком… И все… других оригинальных художественных идей нет.
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.