Жанр
Лирический пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1975
Размер
100х80
Номер
8948-2382-ж
Пестрый день. Небо разлиновано горизонтальными полосами. Это слоистые облака, желто-зеленные с охрой. Земля покрыта травянистыми бугорками. Нет привычных гор. Возле голубого озера стоит одиноко лошадь. Совсем не старая, а весьма упитанная и крепкая, наверное, порода такая или автор выбрал такой стиль. Стиль – это наваждение и автор не сопротивляется ему. И лошадь у него горячая, как из печки вынутая и наклеенная на холодный день. Два разных колорита! Два разных стиля! В одной работе! Это коллаж! Это преступление, а не живопись! Тем не менее, музей купил эту работу и у экспертов музея должны были быть какие-то объяснения. Может они решили, что это новый тренд в живописи, так называемый, постмодернизм? Но книга Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» выйдет только в 1977 году, и про постмодернизм в Советской Киргизии никто не знает. Может эксперты решили, что это предвосхищение нового стиля? Вряд ли они оперировали такими сложными понятиями. Они почувствовали! Почувствовали, что скоро молодые художники поставят под сомнение необходимость чистоты стиля, а впоследствии разрушат его полностью! Или мы усложняем? И покупка – это обычная кыргызско-советская чехарда, когда крайних не найдешь? В любом случае хорошо, что музей приобрел эту работу. Автор добился физического ощущения разобщенности. Старая лошадь и хороший день никак не сочетаются… Надо еще учесть, что автор – иллюстратор и фон для него – это плоскость, на которой разворачивается действие. В книжной иллюстрации, как и в анимации, свои представления о стиле.
1939-1977
График. Живописец. Родился в 1939 году в селе Джеты - Огуз Иссык-Кульской области. Лауреат премии Ленинского комсомола. В 1960 году окончил Фрунзенского художественное училище. Работал художественным редактором республиканского журнала «Жаш ленинчи». У Джумабаева был врожденный композиционный дар, позволяющий ему одинаково успешно работать с натуры и по воображению. Он великолепно владел рисунком и обладал безошибочным живописным чутьем. Работы Б. Джумабаева в книжной графике отмечены высоким художественным вкусом, глубиной прочтения литературного произведения, богатством творческой фантазии, остротой рисунка. Оставил след в кыргызском изобразительном искусстве как художник яркой творческой индивидуальности. С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.