Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1957
Размер
19,8х26,3
Номер
1355-544ж
Скачет всадник, а за ним тянется глиняный дувал, похожий на кузов, наполненный прямоугольниками. Здания и постройки выстроились в ряд, распределились по росту. Они говорят, то есть молчат, красноречиво молчат на языке плоскостей. А всадник о чем-то поет! Может и молчит, но душа его поет, не может не петь! О том, что утро и воздух свеж, небо синее и облака белые. Облака совсем рядом и далеко-далеко вверху. Так бывает, когда на миг появляется единство природной гармонии. Человек своими несуразными действиями вторгается в эту красоту. Но строить надо! Для хлеба насущного! Пока так, хаотично и поспешно, преследуя только сиюминутные цели. Но в итоге человек сумеет стать частью природы. Глядя на картину, веришь в это. Художник показал, как хаос подстраивается под небеса, а несуразности подражают горам. Как это ему удалось? Непонятно. Параллелепипеды, кубы, цилиндры, совсем не похожи на горы, на небо, на облака. И повернуты они в разные стороны. Склоны уходят вглубь, в ущелье, а всадник и постройки действуют параллельно плоскости картины. Весело действуют, живописно. Ах вот в чем дело! И небо, и облака, и горы, и всадник, и постройки – все это живопись! Под кистью художника все становится живописью! Мастер впитал красоту природы, а талант создал новую красоту! Они не бездушные, эти прямоугольники. Освещенными плоскостями смело движутся навстречу солнцу!
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.