Лежащая Наяда. Рельеф с фонтана «Невинных». Слепок. Подлинник камень Лувр. Париж

Жанр

Аллегорический

Период

Зарубежное искусство. Франция XVI век

Материал / Техника

Гипс, тон

Дата создания

1547-1549

Размер

75х198

Номер

6582-384-с

Это уже не идеал, а конкретно длинноногая красавица и главное – тело, лицо лицемерно и жеманно прикрыто. Власть в искусстве не видит другой темы, кроме любовной. Не понимает других задач, кроме формотворчества; не принимает иных чувств, кроме эротики! Это безопасное противоядие от революционного вольнодумства. И опять в моде все древнегреческое. Правда Богиню любви заменила чувственная нимфа. Дракон – игрушка, оседланная ангелочком; драма выродилась в нечто фривольное. Желание укрыться от жизни, сентиментальничать, бессилие разрушенного тела и безволие утомленной мысли. Неутешительный и непривлекательный итог галантной эпохи. Молодость, Герой и Победитель приходят к стадии старения, когда жалость к себе и к другим, понимания несовершенства этого мира, вынуждает уткнуться в подмышку сюсюканий. Есть другой путь – религиозный, подвижнический. А самая верхушка власти может позволить себе светский вариант, где формы прихотливы и изысканны, тонкая светотеневая моделировка кажется чудом, мастерство барельефа – безграничным. Персонажи естественны и не виноваты в том, что их пригласили на этот праздник безупречного вкуса и утонченного стиля.


Жан Гужон

Около 1510/1520 - около 1563/1568

Французский скульптор, архитектор, график; выдающийся мастер эпохи Возрождения. Около 1510/1520 - ок. 1563/1568гг. Считается, что он родился в Руане. Первые упоминания о нём найдены в архивах этого города за 1541 год, где он назван архитектором и скульптором. Предполагают, что он посетил Рим, испытал влияние итальянского зодчего Себастьяна Серлио, приехавшего в 1541 году во Францию. Однако в противоположность итальянским художникам, которых вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон воплощал в своих произведениях дух искусства Древней Греции. Наиболее значительные произведения Гужона появились в результате творческого союза с архитектором Пьером Леско. Они вместе участвовали в праздничном оформлении Парижа по случаю торжественного въезда Генриха II в город в 1549 году. В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Свое название фонтан получил от церкви, находящейся недалеко от него, но оно подошло и к тем образам нимф, которые создал художник. Но, наверное, самой значительной работой Гужона совместно с Леско стало участие в 1548—1562 годах в строительстве нового здания Лувра. Гужон здесь выступал не только в роли скульптора, но и принимал участие в разработке архитектурного проекта. Гужон известен и как график. Он исполнил гравюры, иллюстрирующие трактат об архитектуре Витрувия. После 1562 года имя мастера исчезает из королевских счетов. Считается, что он, будучи протестантом, был вынужден покинуть Францию из-за гонений на приверженцев этой веры. Точной информации о времени и месте смерти Гужона нет. Исследователи полагают, что он умер в изгнании между 1563 и 1568 годом, возможно, в Болонье.