Отдых колхозников

Жанр

Бытовой

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1935

Размер

405х65

Номер

325-209ж

В конце 30-х годов художник создает серию тематических полотен. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов тактично отмечает: «Во многих из этих произведений в какой-то мере чувствовались проявление схематизма композиционного мышления, стремление к абстрагированной ритмике линий, силуэтов, цветовых пятен. … Критика того времени отмечала самостоятельность художника. «Трудно идти по «киргизской линии», – читаем мы в журнале «Прожектор» за 1929 год – и не испытать влияния Павла Кузнецова, но Чуйков нашел свежий и важный вариант: в нем меньше экзотики, взгляда со стороны, …: он беднее, проще, пасмурнее, мужественнее. Поэтому он кажется более убедительным своей неказистой жизненностью». «Неказистая жизненность» Чуйкова – это … такая черта, которая позднее превратится в одно из высших качеств его искусства. … Уже в этих ранних, неумело написанных, а подчас и схематизированных картинах, и эскизах Чуйков стремится постигнуть естественность бытия …». Работу можно отнести к периоду «социального примитивизма» в Кыргызской живописи. Под деревом сидят колхозники, отдыхают после совместной работы. Не расходятся слушают радио по громкоговорителю. Справа женщина с ребенком. Слева подростки искупались в речке. Работа экспонировалась на первой персональной выставке художника в 1937 году.


Чуйков Семён Афанасьевич

(1902-1980)

Живописец. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Киргизской ССР им.Токтогула, Международной премии им. Джавахарлала Неру (Индия). С именем С.Чуйкова связаны зарождение, развитие и наивысшие достижения изобразительного искусства Советской Киргизии. С.Чуйков глубоко знал жизнь кыргызского народа ещё с дореволюционной поры и воспевал её более шестидесяти лет. Творчество и общественная деятельность С.Чуйкова сыграли решающую роль в выборе конкретных путей становления и развития кыргызского профессионального изобразительного искусства - ориентацию на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства. С.А.Чуйков родился 30 октября 1902 года в городе Пишпек (ныне город Бишкек). В 1920 -1921гг. учился в Ташкентской художественной школе, в 1921-1929гг. в Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН, в мастерской Р.Р. Фалька, в 1929-1932гг. он преподавал в Москве, затем в Художественном институте в Ленинграде. Все эти годы художник работал над кыргызскими темами. В 30-е годы его дар организатора был направлен на создание в Кыргызстане фундаментальной базы для развития художественной жизни. Он был председателем Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, созданного в 1933 году, организатором (вместе с художниками В.Образцовым, Л.Касаткиным, А.Игнатьевым) первой республиканской выставки 1934г., первым председателем Союза советских художников Киргизии (1934-1947; 1941-1948). По инициативе и при активном участии С.Чуйкова в 1935 году была открыта картинная галерея. С.А.Чуйковым созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, глубочайшие по ощущению полноты жизни пейзажи. Выдающиеся творческие достижения С.Чуйкова принесли ему признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в крупнейших музеях России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знаком Почёта» дважды, болгарским орденом «Кирилл и Мефодий», Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.