24.12.2021 / 14:00

14.02.2022 / 17:30

Персональная выставка Залкара Эсенканова «Вот, это моя вера»

Эсенканов Залкар родился 10 октября 1969 года, в селе Терек, Ак-Талинского района Нарынской области. Окончил Кыргызское Государственное художественное училище им. С.А.Чуйкова. С 1998 года работает в Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств (КНМИИ) им. Г.Айтиева, заведующим отделом реставрации. Член Союза художников КР с 2009 года. Участник многих республиканских и международных художественных выставок. Произведения художника находятся в КНМИИ им. Г.Айтиева, в музеях и частных коллекциях многих стран мира. Живописные работы Залкара всегда многозначительны, часто сложны для понимания. Для самого автора – это не понимание, а ощущение темы и только талант автора помогает создавать ясные и яркие произведения. В таких работах, как: «Путешествие в жизнь» (2013), «элесимде» (2017), «На гребне века» (2018), мастер работает символами, они сложны и запутаны, но неизменно интересны зрителям. Автор часто меняет манеру письма. Часто его картины превращаются в схемы, это уже не живопись, такие работы, как: «Инфаркт-инсульт» (2018), «Быть или не быть?» (2017), переходят в формат contemporary art. Он часто создает инсталляции, объекты, изображения. В отличие от молодых последователей глобальных течений, неизменно остается национальным художником. Его работы не похожи на западные и исповедует свой стиль, который часто называют провинциальным. Но для мастера – это достоинство. Залкар может делать работу на тему Шекспира, но она будет сделана по-кыргызски. Залкар ищет себя в исламском искусстве. Эта тема совершено новая для Кыргызстана. Ряд художников стали верующими или относятся к исламу сочувственно. И они считают, что запрет на изображение является неправильным толкованием основ исламской религии. Можно говорить о появлении новой тенденции – исламской живописи, исламского современного искусства. Представители этой тенденции: Мырзаев Самат, Самидинов Алмаз, Урманов Ислам, Усубалиев Таалай и многие другие. В 2018 году Залкар создает световую инсталляцию «Кол – Кудайдын нөөрү» (Рука – десница бога). Сложное, многозначительное, новое и талантливое произведение. Залкар не чурается социальных работ, совместно со своим старшим товарищем Жылкычи Жакыповым, в 2018 году создает острую инсталляцию о коррупции на аллеях столицы. «Бара бер – пара бер». Здесь игра слов: бара бер по-русски – иди, пара бер – взятку давай. Из новой бетонной брусчатки торчат гвозди, ходить по ним невозможно. Неустанный труд приносит свои плоды – Залкар становится мастером. Идеи обретают форму и становятся символами поколения семидесятых. Они не освободились от обаяния советского искусства и одновременно трансформировали его в новое понимание формы и содержания. В современном Кыргызстане для художника открываются много путей, и Залкар на правильном пути самоидентификации в условиях разнообразия.