Вечерний покой

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1980

Өлчөмү

85х120

Номери

158-125ж

Горы освещаются зеленоватым небом! Отраженным светом, идущим со стороны закатившегося солнца. Его лучи еще остались на облаках. А в долине уже наступили вечерние сумерки. Мы едва различаем пасущихся лошадей. И, когда глаз привыкает, видишь, как жеребец справа насторожился. Глаз приспосабливаться к различным уровням освещённости, а нам кажется, что мы переводим взгляд от дальнего к ближнему. Адаптация маскируется под аккомодацию! Видишь дали, а потом то, что ближе, и еще ближе, и совсем близко, и упираешься в траву. Но это не по правилам! Согласно учебнику, небо и горы должны быть тусклыми, а кони яркими. А тут все наоборот! Но у художника свои резоны! И вот какие. Горы нам ближе, чем все остальное в этом мире! Они теплые, бывают бледно-серо-коричневые с светло-голубыми тенями. Бывают горы из красной охры, с тенями зеленых и голубых оттенков. Бывает, что подножья холмов заволакивает серо-зеленая дымка. Заходишь в дымку из долины, а выходишь уже в горах… В дымке белеют постройки – светлые прямоугольники. И еще ближе косяк лошадей на лугу, а еще ближе – жеребец насторожился… Вверху вечность, а внизу – повседневность. Вверху высокий стиль, а внизу разнотравье… то есть, разнообразие форм. Взгляд спускается вниз, к вечернему покою, и опять поднимается вверх. К величию! Все правильно. Все на своих местах.


Уметов Джумабай

1933-1995

Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".