Ужин комбайнеров

Жанр

Бытовой

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1960

Размер

198х132

Номер

2118-838ж

Тема труда колхозников, объединенных коллективным хозяйством – не семейными узами. Самый разгар уборочных работ. Ужинают в поле, то есть, предстоит ночная смена. Будут работать, пока не уберут зерновые на покатых склонах, возможно, будут работать при свете фар. Женщина на скатерти разрезает арбуз. На подносе лепешки, виноград. Поодаль стоит канистра с водой, кружка в большой чашке. Тот, кто постарше сидит на ящике, молодой парень отдыхает полулежа. За склоном виден зерноуборочный комбайн с трактором, судя по форме, не очень современный. Возможно «Сталинец-6». Управляли таким агрегатом три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер. Выпускался такой комбайн вплоть до 1958 года. Солнце на закате, небо и поля сближаются по тону. Центр композиции – красочный натюрморт с арбузом, окружают белый достархан работники, а вокруг желтые поля с уборочной техникой. Комбайнер в калпаке смотрит на закат, за пределы картины. Солнце и бидон, свет и вода, сдвинули центр картины влево. Оправданный прием. Тракторист следит за тем, как штурвальный разрезает арбуз. Они усиливают статику центра. Вот какой сложной может быть производственная композиция! Все трое черные от солнца, ветра, от земли. У Таира Салахова в картине «Ремонтники» (1960) нефтяники тоже черные, но там они герои. А в Школе кыргызской живописи нет ничего героического. Нет романтики, нет сентиментализма. Все реально, все нарочито обыденно. Все просто черные. В этой правдивости – ценность кыргызского соцреализма. Возможно, слишком правдивого. В 70-е такая трактовка позволит Сатару Айтиеву вводит понятия темного, некрасивого и уродливого в кыргызскую живопись, как эстетическую категорию. Вот какая она – простая производственная композиция!


Тюрин Виктор Степанович

(1917-2008)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился в 1917 году в селе Расво Белебеевского района Башкирии. В 1935 году посещал художественную студию, которой руководил Л.Касаткин. В 1940 году окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года» и в 1951 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова. С 1952 года - член Союза художников СССР. Тюрин работал как живописец-станковист, создал жанровые и портретные полотна. Его герои – труженики, неразрывно связанные с землей, с прекрасной горной природой. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы художника находится в Кыргызском национальном музее им. Г.Айтиева, в музеях СНГ и в частных коллекциях.