Портрет молодого кыргыза

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1971

Өлчөмү

48х45

Номери

5500-1763ж

Темно-зеленый фон, темная рубашка, черные волосы. Они только чуть-чуть различаются по тону и оттенку. Условное пространство обозначено брутальной фактурой. Формально – это портрет молодого кыргыза, красивого, стройного, рабочего или интеллектуала. И, конечно, он озабочен самыми актуальными проблемами современности. Кажется, что это модернизированный образ строителя материальной базы коммунизма. Он суровый, это было модно в 70-е, лишен сантиментов и пошлого пафоса, без лишних слов спокойно делает свое дело. И точка. Но, если приглядеться, то становится понятно, что художник написал портрет совсем о другом. Медное лицо, нездоровый румянец, темные щели глазниц, глаз не видно, они не нужны. Мерцают в темноте таинственные блики. Это маска городского жителя, которая перерастает в суть. Это о бездуховности города и о страшной привлекательности этой бездуховности. Маска хочет напугать и поразить. И о чем-то предупреждает. Об опасном раздвоении личности? Здесь кыргызский фрейдизм, декаданс и триллер. Тотальное непонимание превращает замечательное произведение искусства в неудавшийся эксперимент. Для того, чтобы оценить такие работы, надо разобраться с подсознанием Изобразительного Искусства Республики!


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).