Портрет современника

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1971

Өлчөмү

128х92,5

Номери

5305-1614ж

По-моему, с этого портрета начинается кыргызский модернизм. Тогда он так не назывался, а возможно и не осознавался, но все признаки нового явления налицо. Соцреализмом – это не назовешь. Дело не в форме – в настроении. Уровень скепсиса зашкаливает. Впервые утверждается понятие «некрасивое», как эстетическая категория. Возможно, из желания быть круче, самоутвердится перед славным прошлым, сделать прорыв в необъятное будущее… Это не важно. Появился модернистский принцип: здесь нет любования, нет оптимизма, нет желания понравится, партии, правительству, народу… За столом сидит человек. Чуть-ли не на углу. Плохая примета, но это его не волнует. Сложил руки перед пепельницей и одной сигаретой. Один, рядом пустой стул. В толстом темно-коричневом пуловере, в темно-зеленом окружении, с темной мебелью. Нарочито упрощенная однотонная гамма темных: зеленый, коричневый, черный. Плоская форма, фактура намекает на объем без живописных красивостей. Детализирована пепельница. Парадоксально… Пепельница – это компас, часы, рулетка? … Игра! Игра в смыслы! Формальные приемы осмысленны, они изображают несветлого скептика, молодого циника, нашего современника! Героя нашего времени, который как горькое лекарство. Оригинально, самобытно и никакой романтики! Знатоки пришили в ужас, но в музее выставили, потому что заслуги отца несомненны. Начался мажорный кыргызский модернизм! Модернизм от мажоров – детей патриархов! … Это и символ, и знак, и живой человек. Он невольно позирует. Художник интуитивно угадал главное – модель симпатична своей позой. Тот, кто смог вовремя понять это явление, тот реализовал эту позу как позицию в искусстве. Это рискованно – еще немного, и такая игра в серьезность станет надуманной, неинтересной, манерой поведения.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).