Ак - Талаа

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1975

Размер

60,5х83

Номер

6499-1919ж

Ак-Талаа – район в юго-западной части Нарынской области, включает в себя долины рек, склоны горных хребтов…. Автор последовательно разрабатывает найденный метод. Его почерк узнаешь сразу. Пастозная техника позволяет достичь физического ощущения: неба, облаков, гор. Ничего лишнего – главное цветная фактура! Кыргызский пуантилизм! Точка очень большая и уже сама – узор. Колорит сдержанный, самодостаточный. Ощущение подлинности достигается аскезой: точным соотношением простейших форм. Автор смело упрощает. Звучит как вызов! Развитие не в усложнении, а в упрощении. Простую форму оживить проще. Желание новой жизни удовлетворено. Горы – это не как аппликация – это натуральная аппликация из масляных красок! Сквозь натуральную толщу проглядывает натуральная синева, чуть-чуть намеком – жара степи и холодное горное озеро. Намек становится объектом! Условность нового уровня! Национальное без условностей! Небо – это ковер, это ала кийиз, это дух! Горный ландшафт – это игра и быт, это глиняные игрушки, сосуды из кожи. Назад! К безыскусной, первозданной живописи! Она покажет, как движется вселенная легенды! Нагромождение, перемешивание, варение. Соединение неба и гор, воды и земли – так рождаются народные узоры. И не нужно ничего уточнять: рождение мифа – это в фантазии зрителя!


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).