Мотив

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1978

Размер

40х60,9

Номер

9355-2421ж

Перед нами поясной потрет неизвестного в бледно-зеленой футболке. Худенький и хиленький, и ручонка безвольно повисла без сил. Розовый цвет лица, скорее болезненный; настороженные зеленые глазки, как у инопланетянина; непонятно, что на голове: прическа или косынка? Автор назвал работу «мотив». Так делают, когда чувство есть, а конкретных слов – нет. Это подросток? Может портрет горожанина? Странное существо. Ни пола, ни национальности. Потомок брутальных кочевников, которого город превратил в неженку и хлюпика. И даже на «Крик» сил нет. Крупнозернистая фактура, стружки и опилки, замешанные в цементе. Персонаж появляется после ремонта из стерильной чистоты. Художник увидел тип, удивился и изобразил. Трактовал в соответствии с представлениями своего времени. А теперь таких много! И выглядят они иначе… чуть привлекательнее…. Привыкший занимать меньше места, не выделяться, уступать. И тем не менее не вызывает симпатий. А чудаковатых горожан надо любить. «Это они возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. И когда все было готово», когда город принял сравнительно благоустроенный вид, появились… приезжие. И решили, что горожане – это не то. Не те, на кого можно рассчитывать. Ошибаетесь! Надо полюбить кротких и умных горожан. И картина не о примитивности современной жизни – о высокой духовности увлеченных Достоевским. Это городские во втором поколении и красота у них совсем другая.


Айтиев Сатар Гапарович

1945

Живописец. Заслуженный художник Кыргызской Республики. Родился 4 января 1945 года в г. Фрунзе. Учился в Московской художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, окончил ВГИК (1969). Участник выставок с 1968 года. Член Союза художников с 1970 года. Родившийся в семье большого художника, Сатар Айтиев получил прекрасное образование как художник кино. Работает преимущественно в станковой живописи, в жанрах портрета, тематической композиции, пейзажа, натюрморта. Пробовал себя в создании монументальной живописи делая смальтовую мозаику. Свое отношение к создаваемой на полотне теме художник передает через сложную, многокрасочную, иногда монохромную, пастозную живопись, тщательно проработанным сложным композиционным и колористическим построением. Картины его красивы, портреты психологичны. («Поэты. Посвящение», «Отец мой», «Портрет», «Песня», «Трио. Молодежь Киргизии», диптих «Апофеоз войны»).