Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1987
Өлчөмү
113х119,5
Номери
10660-2674ж
Разнообразные растительные узоры: на откинутой занавеске; на деревянном сундуке; на одеялах, сложенных в стопку; на подушке-параллелепипеде. Слева тарелка с абрикосами – справа гирлянда из фруктов и цветов. Декоративная бутафория и реальный мир – все перепуталось! Из живописной вазы в третье измерение уносится шлейф! Реальный удод сидит на нарисованных ветвях! Он прилетел из благоухающего сада! Там растет трава! Теплые цвета радуют глаз, холодные оттенки сдержаны. Это так благородно. Удачный цветовой нюанс! Ярко! Но ярких цветов нет! Только черная чаша обведена белым. Это акцент. На коврах, или на желтом песке, сидит смуглянка в одних шароварах, грудь обнажена, белый цветок в волосах. Цвета и линии, как у Гогена, но узоры другие, и она – не таитянка. У Гогена – нетронутый рай. А у нас – краткий миг свободы на закате советской империи. У Гогена неистовый темперамент. Это не характерно для кыргызов. Это ориентализм? Скорее всего, желание видеть кыргызских женщин свободными, смелыми, стильными! Инфантилизм? Рисовала рай, а получился дом терпимости? Художница этого не хотела. Поль Гоген для нее – просто гений. А факты его реальной биографии – это для специалистов. А простому народу большего знать не положено! Но сегодняшние знания меняют смысл изображения, и на эту работу мы смотрим иначе… Когда художница ищет форму, основываясь на жизненных впечатлениях, это получается не всегда удачно, но всегда интересно. Такая неудача лучше. Лучше, когда есть желание оперировать понятиями, а не компилировать живописными красивостями.
1942
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 8 марта 1942 года в селе Говсувар Баткенского района Ошской области. В 1965 году окончила Фрунзенское художественное училище, в 1970 году - художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1971-1979 гг. преподавала во Фрунзенском художественном училище, затем в Национальной академии художеств Кыргызской Республики. С 1993 года - член Союза художников СССР. Айнагуль Садыкова - первая кыргызская женщина-художник, получившая высшее профессиональное образование. С одинаковым успехом работает почти во всех жанрах живописи. Она обладает тонким художественным вкусом, многоплановым образным мышлением, что проявляется в разнообразии и оригинальности композиционных решений ее работ. Лучшие ее произведения хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева. Награждена орденом «Данк» Кыргызской Республики.