Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1961
Өлчөмү
66х100
Номери
2229-869ж
Лето, жара, зной. Земля в долине нагрелась, пламенеют холмы, небо накалилось. Можно оглохнуть от духоты. И только горы в голубой прохладе и с них течет вода (реально краска потекла, и эта случайность была использована художником, как художественный прием). Полдень, утомленные овцы сбились в кучи; прилег черный козел, рядом – белая овца. Странного вида юрта. Или это палатка? Казан с крышкой остался на полевой печке после трапезы, рядом кувшин. Стоит мальчишка озадаченный, держится за голову. Взрослых не видно. Почему они не откочевали на высокогорные пастбища? На прохладное джайлоо? Почему остались здесь? Можно подумать, что это бедняки, у которых нет пастбищ в горах. Но это 61-й год 20 века! Какие бедняки в СССР? Все колхозники! А может это временная стоянка на пути к зимовке? Есть похожая по настроению работа у Семена Чуйкова – «Аил в степи» 1935 года; есть работа Гапара Айтиева – «Старый кыштак» 1973 года. Такие работы воспринимались, как картинки «проклятого прошлого», и такие, «идеологически выдержанные», произведения охотно покупались музеями Тем более, в эпоху расцвета оттепели и сурового стиля. Художник живописал суровые будни кочевников, которые с ними происходили еще до советской власти. Но странно – картина позитивная! От нее веет оптимизмом! Оптимизмом прекрасной живописи!
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.