Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, темпера, лак
Түзүү күнү
1967
Өлчөмү
48х70
Номери
10523-2533ж
Такие работы вызывали нарекания со стороны ортодоксов, и удивляли смелостью знатоков. Склоны ущелья и пойма реки написаны обобщенно, несколько эскизно, но в целом – правильно. А вот ледник и небо – неправильно! Они не «сидят» в пространстве! Ледник не лежит на вершине, он будто висит над ущельем. Это обман зрения! Мы понимаем, что это визуальная иллюзия! Но художник и изображал иллюзию, сознательно игнорировал обязательные правила; и понимал, что это ему позволяет время! В 60-е в железном занавесе соцреализма появляются бреши – в литературе, в кино, в живописи! Художники соцреализма, возможно, и видели, что ледник «выпирает», но «укладывали» его на место, затуханием контрастов уходящих планов. Блекли цвет, бледнел тон, затушевывалась форма… и получалось жутко скучно. А живопись – это и есть иллюзия! И вместе с иллюзиями в живопись 60-х Советской Киргизии вторгаются другие принципы! Принцип единого пространства отвергается, так как мешает понять абстракцию! Ледник – это просто ослепительная белизна! А небо – это нарочитая темная синева, которая оттеняет белизну! На Западе с парадоксами живописных иллюзий начали работать еще в середине позапрошлого века; и до сих пор спорят: абстракция – это суть? Или просто иллюзия? А у нас все началось в 1960-е, начались споры… и так и не продолжились. А художник прав, он пишет то, что его восхищает, а реализм это или абстракционизм – это для него без разницы.
(1934-1987)
Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.