Козлодрание Аламан-Байга

Жанр

--

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1983

Өлчөмү

132х203,8

Номери

808-319ж

Широкая панорама народного гуляния! Композиция вытянута по диагонали, между холмов. Еще не холодно, и уже не жарко. Солнце в дымке создает мягкий переливчатый колорит. Великолепный вид открывается с высокого холма. Перед нами два состязания: скачки и борьба за тушу. Аламан байга и улак тартыш (сейчас не говорят «козлодрание»). Разделила два действия насыпь, искусственная или естественная – непонятно. Но линия подозрительно ровная. Ближе к нам начинается улак тартыш. В центре композиции всадник склонился с лошади и хватает тушу. Сейчас закинет ее к себе на седло и поскачет к условленному месту. Зрители и судьи, пешие и всадники, наблюдают со стороны; приближаться не рискуют – эта забава для настоящих мужчин. Далее, за насыпью, завершаются скачки, там установлены белые юрты; много детей и женщин, там не опасно. Скачки проходят по большому кругу, по пересеченной местности, и уже ясно, кто победитель. Приехали: грузовик, легковые автомашины, пассажирский мини автобус (возможно, автолавка). Художник постарался и прорисовал каждый персонаж, но людей очень много и без повторов не обошлось. Много шаблонно ликующих, вскинувших вверх руки. Много ракурсов одной и той же натуры – вид спереди, сбоку, сзади. Художнику удалось ухватить течение времени! Улак тартыш только начался, а аламан байга уже заканчивается! Праздник начинается и тут же, на одной картине, заканчивается. Здорово! А что это за праздник? Не понятно. А так ли уж это важно? … В этом вопросе самое начало самой большой болезни нашей станковой живописи: ее ничего не интересует, кроме самой живописи. Значит: для зрителя она ни о чем? Живопись о золотистом колорите и о том, как художник умеет рисовать ракурсы. И больше ни о чем. И зритель ее не интересует. Есть опасность, что со временем и сама живопись перестанет интересовать зрителя.


Артыкбаев Карабек

(1948-2010)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 15 февраля 1948 года в селе Кенен-Арык Московского района Киргизской ССР. В 1968 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1974 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую А.М.Грицая. С 1975 года-член Союза художников СССР. Для К.Артыкбаева характерно ясное реалистическое видение мира, интерес к лучшим традициям кыргызской живописи. Он выбирает сюжеты, позволяющие дать широкую картину народного быта, в котором новые социальные отношения сочетаются с ещё не ушедшими обычаями прошлого, а также работает в историко-революционной теме. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств России. Награждён Дипломом Академии художеств СССР. Почётным дипломом ВДНХ СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.