Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1982
Өлчөмү
110х110
Номери
822-333ж
В юрте, возле печки-буржуйки, двое: она пробует ужин на готовность – он прикуривает от щепки. Она – дочь чабана и одета соответственно. Он – городской интеллигент, в костюме и водолазке. А может, он новый колхозный ветеринар? Приехал на джайлоо, влюбился и решил задержаться здесь на неопределенное время? … Судя по всему, это молодые, муж и жена, приехали за романтикой! По комсомольской путевке! И по зову сердца! Приехали на дальнее пастбище, чтобы окунуться в атмосферу, в жизнь простого народа. Они – городские, или учились в городе. Это видно по жестам рук, по красивым позам. И сельские никогда не поедут добровольно на дальнее пастбище: в них меньше романтики и больше знаний о реалиях кочевой жизни. А городские решили поработать здесь и без коммунальных удобств улучшить показатели в животноводстве. Захотели пожить самостоятельной жизнью и не зависеть от условностей. Можно поиронизировать, указать на надуманность темы, манерную композицию и гладенькую живопись. Заметить, что молодость пройдет, энтузиазм иссякнет, любовная лодка разобьется о быт. Но пока они молоды и умопомрачительно красивы! И это прекрасно! … Автор через 14 лет напишет продолжение этой работы, и она будет называться «Мечты приходят вечерами». И сцена будет не в юрте, а в сельском домике. И за открытой дверью – не отара овец, а вид на село. И теперь их двое – отец и дочь. Девочка-подросток приготовила ужин, стоит возле открытой двери и ждет маму, которая, возможно, … не придет.
(1948-2010)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 15 февраля 1948 года в селе Кенен-Арык Московского района Киргизской ССР. В 1968 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1974 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую А.М.Грицая. С 1975 года-член Союза художников СССР. Для К.Артыкбаева характерно ясное реалистическое видение мира, интерес к лучшим традициям кыргызской живописи. Он выбирает сюжеты, позволяющие дать широкую картину народного быта, в котором новые социальные отношения сочетаются с ещё не ушедшими обычаями прошлого, а также работает в историко-революционной теме. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств России. Награждён Дипломом Академии художеств СССР. Почётным дипломом ВДНХ СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.