Теплый вечер у ручья

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1979

Өлчөмү

105х88

Номери

7687-2124ж

Одни скажут: «Срамота!»; другие осторожненько: «Ню». А мы видим, что такой жанр в Киргизской ССР был. Но одно «ню» другому «ню» – рознь. Обнаженные Александра Дейнеки – это гимн новой жизни (другой гимн – сверхчеловеческая нагота Третьего рейха). Наталья Аринбасарова в «Первом учителе» Андрея Кончаловского, обнажившись, смывает с себя «проклятое прошлое». А у нас девушки вечером собрались у ручья после работы на колхозном поле (или после гимнастических упражнений: рядом на траве лежат мяч и обручи) и тайком принимают природную «ванну». Одна входит в воду, а другая только раздевается. Стесняются и радуются новым ощущениям. Темные кроны – это «Весна» Сандро Боттичелли. И композиция от Рафаэля Санти (без него никак). У гения «Три Грации» – это Невинность, Красота и Любовь. А у нас все пятеро невинны, красивы, и все любят, но стесняются и не спешат раздеться. Есть во всем этом какая-то игривая неправильность. Не срамота – именно неправильность. Для панно в колхозном клубе не годится, и как станковая работа не проходит. А может это застой виноват? Бесконфликтность и мелкотемье? Это радость от ощущения запретной свободы? Вдали от людских глаз и мещанской морали? И художник не подсмотрел сценку – он ее придумал. Но это не мечта об античности. И наши девушки – это не Сусанны, и художник – не старец. И талант не помог. В общем – советская эротика.


Артыкбаев Карабек

(1948-2010)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 15 февраля 1948 года в селе Кенен-Арык Московского района Киргизской ССР. В 1968 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1974 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую А.М.Грицая. С 1975 года-член Союза художников СССР. Для К.Артыкбаева характерно ясное реалистическое видение мира, интерес к лучшим традициям кыргызской живописи. Он выбирает сюжеты, позволяющие дать широкую картину народного быта, в котором новые социальные отношения сочетаются с ещё не ушедшими обычаями прошлого, а также работает в историко-революционной теме. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств России. Награждён Дипломом Академии художеств СССР. Почётным дипломом ВДНХ СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.