Жанр
Исторический
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1984
Размер
160х290
Номер
9754-2477ж
Партактив собрал народ на митинг. Встали возле белой юрты, повесили сзади красный лозунг. Вперед вышел командир с портретом Ленина в поднятой руке; в одной гимнастерке, в фуражке, с сумкой-планшетом. Говорит о Ленине. Ленин умер. За оратором сплотились большевики в буденовках, шинелях. Снега нет, на улице не очень холодно (а может быть это и не зима уже), но все одеты тепло, кроме оратора. Он разгорячился, объясняет значение Ленина для дела освобождения всего трудового народа… Вспоминается эпизод из повести Чынгыза Айтматова «Первый учитель» … Среди собравшихся выделяется тянущий руку. Он (между прочим, тоже в одной рубашке) хочет спросить: «А отчего умер Ленин? И почему у него не было детей?». В 20-е годы можно было задавать неудобные вопросы. Прибежал мальчишка в одной рубашке (не успел накинуть на себя чапан), хочет побыстрее узнать, что здесь происходит. На переднем плане, слева и справа, люди о чем-то говорят. Может выясняют: кто такой Ленин? А может обсуждают совсем другие насущные вопросы. Отрешенным смотрится бедняк, сидящий с сыном на ослике. Наверное, он и не подозревает, что умер тот, кто больше всего заботился о нем… А может, он один и понимает, что произошло! Потому и почернел от горя… В 1984 году отмечали 60-летие Советской Киргизии и Коммунистической партии Кыргызстана. Была организована юбилейная выставка, и художник решил выставить эту работу – сложную, спорную, неоднозначную. Художник – мастер, у него свой почерк, свои мысли и идеи, находки и сомнения.
(1948-2010)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 15 февраля 1948 года в селе Кенен-Арык Московского района Киргизской ССР. В 1968 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1974 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую А.М.Грицая. С 1975 года-член Союза художников СССР. Для К.Артыкбаева характерно ясное реалистическое видение мира, интерес к лучшим традициям кыргызской живописи. Он выбирает сюжеты, позволяющие дать широкую картину народного быта, в котором новые социальные отношения сочетаются с ещё не ушедшими обычаями прошлого, а также работает в историко-революционной теме. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств России. Награждён Дипломом Академии художеств СССР. Почётным дипломом ВДНХ СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.