Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1980
Өлчөмү
104,7х161,7
Номери
9902-2510ж
На перерыве косари расселись прямо на траве. Колхозник в бежевой шляпе читает газету; тот, кто спиной к нам, внимательно слушает; а сидящий посередине смотрит куда-то вдаль; молодой спит, накрыв голову кепкой. Один в шляпе, трое в кепках, а где же калпаки? В национальном головном уборе на джайлоо хорошо, а в низине, в самый разгар лета – жарко. Поодаль расположились две женщины и беседуют о чем-то о своем. Они, конечно, не косят – собирают сено вилами и грузят на прицеп трактора. Вдалеке справа косят. Одни работают, а другие отдыхают? Непорядок… Будем считать, что это временной коллаж, это одни и те же люди, и на одной картине показано, как они работают, и как отдыхают. Живопись сильна одновременностью! Еще дальше виднеется трактор – свидетельство механизации сельского хозяйства и неустанной заботы партии о повышении производительности труда… Важен центр композиции – смотрящий куда-то вдаль. Это колхозная интеллигенция задумалась. О чем? О дальнейшей механизации сельского хозяйства? В 1980, летом, а может прямо в это время, проходили XXII Олимпийские игры в Москве. Умер Владимир Высоцкий. В связи с вводом советских войск в Афганистан в 1979 году Олимпиаду бойкотировали более 50 стран. Есть о чем задуматься. Колорит растворился в землистом мареве, в общем позитивный, можно сказать, благодушный. Но настроение не благодушное – люди задумались и стали непохожи на советских колхозников.
(1948-2010)
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 15 февраля 1948 года в селе Кенен-Арык Московского района Киргизской ССР. В 1968 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1974 году - Московский государственный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую А.М.Грицая. С 1975 года-член Союза художников СССР. Для К.Артыкбаева характерно ясное реалистическое видение мира, интерес к лучшим традициям кыргызской живописи. Он выбирает сюжеты, позволяющие дать широкую картину народного быта, в котором новые социальные отношения сочетаются с ещё не ушедшими обычаями прошлого, а также работает в историко-революционной теме. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств России. Награждён Дипломом Академии художеств СССР. Почётным дипломом ВДНХ СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.