Жанр
Портрет
Период
Русское искусство. Дореволюционный период
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1862
Размер
43,5х34,5
Номер
41-41ж
(1822-1897)
Русский живописец-портретист, академик (1855 году) Императорской Академии художеств. Родился в семье художника Кузьмы Александровича Макарова, основателя Саранской живописной школы, руководителя Арзамасской художественно-иконописной школы, ученика и помощника А. В. Ступина. Художественное образование получил под руководством отца, помогал ему в исполнении заказов на церковные росписи и оформлении праздников в селах Пензенской губернии. В 1840–1845 учился в Арзамасской художественно-иконописной школе А. В. Ступина. Одновременно начал работать как самостоятельный художник, создавая церковные росписи. В 1842 за рисунки, эскизы и этюды, присланные в Совет ИАХ, получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 Академия приобрела его картину «Две мордовки Рязанской губернии» для учебного музея. В 1845 переехал в Петербург, где в качестве вольноприходящего ученика посещал ИАХ, занимался в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. В том же году «во уважение успехов в живописи» Академия подарила отцу художника для его школы гипсовые слепки «статуй и голов». За период обучения получил две малые серебряные медали: в 1845 за портрет и картину «Девушки на гулянье в русском костюме», в 1846 — за рисунок. С 1865 участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Выполнил композицию «Триипостасный Бог» в куполе по картону Маркова. В 1893 был награжден за эту работу золотой медалью и орденом Святой Анны 3-й степени. Макаров-один из крупнейших портретистов второй половины XIX века, представитель академизма. Его произведениям свойственны некоторые черты «салонности», выраженные в умении представить модель в наиболее выгодном свете, стремлении к внешней эффектности живописных приемов, вместе с тем жизненность и убедительность характеристик. Женские и детские портреты отличаются изяществом и грациозностью. Отличительными чертами манеры являются строгость рисунка, сдержанность колорита, часто построенного на сочетании сближенных полутонов - нежных розовых, серебристых, голубоватых, светло-серых, тонкие переливы цвета, нюансированная светотеневая моделировка, простой однотонный фон-задник. Художник часто вписывал композицию в круглую или овальную форму картины. Произведения Макарова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске и других. Иван Кузьмич Макаров, умер 9 апреля 1897 году в Петербурге.