Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1960
Өлчөмү
65х130
Номери
2072-813ж
Искусствовед Людмила Прыткова об этом периоде в творчестве художника пишет следующее: «Начало 60-х годов явилось очень плодотворным периодом в творчестве живописца. За несколько лет он создает ряд хороших пейзажей. В них продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в творчестве Акылбекова в 50-е годы». Здесь отмечено: в 60-е художник будет работать так же, как он работал в 50-е. Это характерно для большинства художников республики и сурового стиля в кыргызской живописи 60-х не будет. И далее конкретно об этой картине: «Многие мотивы в творчестве Акылбекова навеяны природой Чуйской долины, где он родился и вырос. Посвященные этой местности этюды и законченные полотна согреты чувством бесконечной любви к родным местам, с которыми связана вся жизнь художника. Лучшее из них – «В долине Чу» (1960). Избрав предвечернее состояние природы для этого лирического пейзажа, художник сумел вложить в него свою жизнеутверждающую любовь к красоте земли. В слабеющем свете уходящего солнца преображено выглядят предметы, по-новому звучат краски. Объемные, обобщенные формы величественных гор Ала-Тоо мягко лепятся тончайшими переливами лилового и синего. У подножия гор вырос большой современ-ный поселок. Косые солнечные лучи серебрят безоблачное небо, оживляют густые землистые краски первого плана, играют на стенах новых домов, ярким желто-розовым пятном горят на горной вершине. Все здесь напоено мерцающим, теплым после летнего дня воздухом. В пейзаже нет четких линий, резких противопоставлений света и тени, броских красочных сочетаний. Особая чуткость к тону позволила художнику достичь здесь тонкой гармонии сближенных цветов, верно взять отношение земли к небу и силу тона, слить в сложную симфонию свет, воздух, цвет, передав живописность и цельность состояния природы. В беспокойном ритме силуэтов домов, мчащихся по ровной, недавно построенной дороге пассажирских автобусов, грузовых автомашин и бричек чувствуется пульс напряженной жизни на мирной, благодатной земле». У художника есть две работы с одинаковым названием, но с разными датами создания: 1954 и 1960 годы. Кажется, в последнем абзаце искусствовед Людмила Прыткова их немножко перепутала. Широкая панорама горной долины. Линия дороги разделяет передний план, совсем темный, и дальний план, а еще дальше высятся горы. Горные вершины, освещенные солнцем – главный акцент композиции. Относительно него выстраивается все остальное. Но дробное письмо, излишне детализированное, характерное для сталинского соцреализма, разобщает все элементы картины. Собрать их в целое не помогает даже электрический столб, еще один дополнительный акцент, поставленный прямо в центре вдоль дороги. Женщина ведет домой корову, едет по дороге грузовик ЗИЛ, в кузове люди. Едет автомобиль марки «Победа». Конь везет телегу иноходью, как рысак на ипподроме.
(1914-1968)
Живописец. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Родился 15 февраля 1914 года в селе Кум-Арык Калининского района. В 1932 году окончил Джалал-Абадский педагогический техникум. В 1934-1935 гг. преподавал в кыргызской школе №5 им. А. С. Пушкина в городе Фрунзе. В это время сблизился с художниками С. Чуйковым, Л. Касаткиным, А. Игнатьевым, Г. Айтиевым. В 1934-1938 гг. учился в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» у известных пейзажистов П. И. Петровичева и Н. П. Крымова. Участник первой Республиканской художественной выставки в 1934 году. С 1934 года-член союза художников СССР. Акылбеков – художник цельный и рано сформировавшийся, один из ярких представителей первого поколения художников Кыргызстана. Вошел в историю кыргызского изобразительного искусства как мастер лирического пейзажа. Творческой, педагогической и общественной деятельностью внес большой вклад в становление кыргызского изобразительного искусства. Награжден орденом «Знак Почета», пятью Почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, Грамотой Верховного совета Киргизской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и в музеях СНГ.