На полях Киргизии

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1953

Өлчөмү

101х169

Номери

1577-626ж

Вот что об этой картине пишет известный искусствовед, знаток творчества художника, Людмила Прыткова: Самым значительным полотном Акылбекова 50-х годов и одним из лучших произведений киргизской живописи является картина-пейзаж «На полях Киргизии», где раскрывается яркий, запоминающийся облик киргизской земли. Тонкие градации желто-оранжевого цвета ясно выделяют сильно сокращенный в перспективе массив пшеницы. СВЕТОНОСНОСТЬ, сверкающего под полуденным солнцем поля подчеркивается силуэтами комбайна, автомашины, бричек. В легкий изящный силуэт слиты лиловатые дальние горы со снежными шапками на вершинах. Тонко моделируются желтоватые холмы, удивительно точно взятые в тоне и не нарушающие целостности объема гор. Над залитой солнцем равниной сияет прозрачное голубое небо, объединяющее всю картину в единое состояние искрящегося света. Немногие краски палитры художника в этом пейзаже применяются во всем богатстве их оттенков – от звучных, насыщенных, до легких, серебристых тонов. Красочные пятна, пластически определяющие формы, связаны общим тоном, являющимся ключом утонченной живописности и завершенности этого произведения. Полотно «На полях Киргизии», явившееся итогом многолетних поисков, творческим откровением автора, несет акцент личного мировосприятия художника, создавшего в нем образ Киргизии как мира гармонии чудесной природы и человеческого бытия». Одна из лучших соцреалистических картин. В центре поля стоит зерноуборочный комбайн. Производительность таких машин была в разы выше ручного. Комбайн убирал, молотил и сортировал зерно. Первые советские комбайны – «Коммунар», «Колхоз», «Сталинец» – были сделаны по американским аналогам и приводились в движение тракторами. Модернизация в разгаре и пока хлеб с полей вывозится на телегах. Тем не менее, успехи советского колхозного хозяйства налицо. Но в итоге частно-капиталистическое фермерское хозяйство даст более высокую производительность труда.


Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович

(1914-1968)

Живописец. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Родился 15 февраля 1914 года в селе Кум-Арык Калининского района. В 1932 году окончил Джалал-Абадский педагогический техникум. В 1934-1935 гг. преподавал в кыргызской школе №5 им. А. С. Пушкина в городе Фрунзе. В это время сблизился с художниками С. Чуйковым, Л. Касаткиным, А. Игнатьевым, Г. Айтиевым. В 1934-1938 гг. учился в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» у известных пейзажистов П. И. Петровичева и Н. П. Крымова. Участник первой Республиканской художественной выставки в 1934 году. С 1934 года-член союза художников СССР. Акылбеков – художник цельный и рано сформировавшийся, один из ярких представителей первого поколения художников Кыргызстана. Вошел в историю кыргызского изобразительного искусства как мастер лирического пейзажа. Творческой, педагогической и общественной деятельностью внес большой вклад в становление кыргызского изобразительного искусства. Награжден орденом «Знак Почета», пятью Почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, Грамотой Верховного совета Киргизской ССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в Государственной Третьяковской галерее и в музеях СНГ.