Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, темпера
Түзүү күнү
1967
Өлчөмү
81х57,5
Номери
5047-1582ж
Внизу нечто не совсем понятное. Развешаны для сушки войлочные полотна? Их могли только что изготовить? Сушат чий? Это может быть камышовая изгородь, но зачем заборы на джайлоо? Все объясняется просто, если предположить, что действие происходить на съемочной площадке фильма. Понадобились полотна для какой-то сцены, вот и наделали бутафорию. Чуть выше стоят юрты, видны обитатели стойбища. Середину композиции занимает косяк лошадей, расположившийся у горной речки, дальше пасется табун на берегах небольшого озера. Длинные тени только подчеркивают горизонтальное членение композиции. Написано мастерски, прозрачно, тонко. Оттенки охры, с добавлениями зеленого и голубого великолепно передают бархатную красоту горных лугов на закате. Выделяются: женская фигура в голубом и оранжевая лошадь. Какова идея этой работы? Природа и человек замирают в ожидании захода солнца? Художники Кыргызстана умели создавать картины-настроения. Они не становились большими полотнами, но ценились, как талантливые мотивы. И все же, каков мотив создания этой работы? … В 1967 году Болот Шамшиев начинает снимать фильм «Выстрел на перевале Караш». Там есть великолепные черно-белые операторские съемки на джайлоо. Может художник увлекся и решил сделать свою живописную трактовку природной красоты? … В одном из заключительных эпизодов фильма Суйменкул вплавь пересекает холодную горную речку. Простужается, начинается рецидив болезни легких. Превозмогая чудовищные боли, герой доиграл фильм до конца. Возможно, сушка кошмы – это как войлок у Иозефа Бойса.... Все это надуманные психоаналитические бредни! И фрейдизма, как известно, в советском и постсоветском искусствоведении нет!
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.