Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Картон, темпера
Түзүү күнү
1969
Өлчөмү
32,5х49,8
Номери
4258-1368ж
Вид с высоты птичьего полета. Верх рисуют контуры вершин, а линия горизонта бежит за округлостью земли. На узкой полоске неба вытянулись в линию плотные дождевые облака и загораживают солнце. Загорается оранжевый закат. А, возможно, это ранее утро? И солнце еще не взошло? Река извивается между горными массивами, спускается вниз и проходит под мостом. Ее путь пересекает автомобильная трасса, она блестит как ровный металл и разрезает реку на две неравные части: до моста – извилистая, после моста – выпрямленная. Здесь не видно поселений. Люди построили себе дорогу из одного населенного пункта в другой и не собираются здесь останавливаться. Они для гор транзитные пассажиры. А их сооружение – экономичное, бездушное, прямое – нарушает красоту природы. Перпендикулярно извилистым линиям горных хребтов Художник фантазирует: река становится стрелой, а дорога – древком лука… без тетивы? Художник философствует – путь реки к человеку, у которого своя дорога; возможна ли гармония между этими понятиями? Ответа нет. Художник пытается вписать в природу неприродный объект. И это у него не получается. Контраст антагонистический. Одно подчиняет себе другое. Человек вдохновляется природой, ее мощью и величием, и … остается для нее чужим… Все же это закат. Не могли же путники так рано очутиться в таком прекрасном! великолепном! на многие километры безлюдном! месте.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.