В монголии

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1986

Өлчөмү

70х98

Номери

1274-494ж

Это впечатление от увиденного в творческой командировке. Автор не работал с натуры – фиксировал свои наблюдения в живописной пластике. Фиолетовая палатка – это, скорее всего, МАЙХАН, кочевое жилище монголов. Конструкция очень простая: посередине шест и от него в разные стороны растяжки из плотной ткани. Получается равносторонний треугольник. По центру вход – полог откинут с двух сторон. Внутри облокотилась о шест девушка в национальной одежде. Справа стоит ведро с кумысом, кобыльим молоком. Треугольник доминирует, позади него горизонтали – голубое небо, желтая степь, горы вытянулись в узкую цепочку коричневых треугольников. Картина о незнакомой и такой знакомой жизни. Кумыс есть, а где чанач? Емкость для хранения и взбивания кумыса? Другой жизни не понимаешь, или думаешь, что не понимаешь, боишься ошибиться. И можешь говорить только о композиции…. Симметрия – идеальная структура мироздания. А человек сделал из этой структуры композиционный прием. Пафосную, имперскую идею единого центра. И человек в треугольнике – основа всего сущего, стоит на земле и устремляется к небу… Формальный анализ модернистской композиции не годится для трактовки живописи. Всегда кажется, что есть нечто глубже, чем видимость…. Стоит посередине ясного и светлого мира девушка в треугольнике. В коричневом треугольнике другой мир: человеческое жилище со своим нехитрым скарбом. И девушка ждет того, кто разделит с ней эту темную, пугающую, неведомую вселенную.


Асранкулов Аман Борубаевич

(1939-1998)

Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.