Жанр
-
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1977
Өлчөмү
100х114
Номери
7196-2043ж
Луна освещает горы и сценку на джайлоо. Женщины остались за кадром, скорее всего, прибираются после ужина. Взрослый рассказывает мальчишкам о мужестве. Он лежит на земле, спиной к зрителю, одной рукой уперся о землю, другой жестикулирует. Трое мальчишек сидят перед ним. Первый раскрыл рот от удивления, второй встревоженно смотрит в сторону зрителя, третий постарше и его эмоции посложнее. Тема, название и сюжет просты, понятны, официально одобрены, но язык живописи не стандартный! Это не соцреализм – это живописный примитив с элементами иронии. Рассказчик не похож на батыра и на акына тоже не похож. Рассказывает, как умеет свою историю, сочиняет и, конечно, привирает. О чем рассказ? О подвигах на фронтах Великой Отечественной? Или о народных батырах? А может все перемешалось? Данияр, герой знаменитой повести Чынгыза Айтматова «Джамиля», не любил рассказывать о войне. Но прошло уже более 30 лет. Рассказчик мог быть участником сражений, но это никак не афишируется. О чем бы ни был рассказ, здесь нет филармонического блеска и мещанского пафоса. И концертные залы не нужны! Фантастические горы, вдохновенный рассказчик, обомлевшие слушатели – этого достаточно, чтобы научить мальчишек мужеству и справедливости…. Нет здесь и суровой романтики, модной в те времена. Фигуры и горы смешные, как игрушечные. И такой нестандартной трактовке веришь. Все устали от официального вранья о развитом социализме и обратились к самому простому: в форме, в чувствах, в мыслях. И только две вещи наполняют душу кыргыза удивлением и благоговением – это горы над головой и рассказы о мужестве!
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.