Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1975
Өлчөмү
100х80
Номери
7293-2064ж
Вот что пишет о портретах художника известный искусствовед Ольга Попова: «Важнейшая линия в творчестве Асранкулова связана с портретом. Здесь и камерное изображение близких людей, и монументально-приподнятое решение образов значительных в социальном плане личностей… Портреты отличаются композиционным разнообразием, строгим цветовым решением». К числу лучших работ художника критик относит и эту работу… Тешеев Сайдила (1925-1985) – бригадир плавильщик Кадамджайского металлургического завода; Герой Социалистического Труда (1960). Избирался депутатом Верховного Совета СССР, Верховного Совета Киргизкой ССР. Избирался членом Центрального комитета Компартии Киргизии. Награждён орденами Ленина (1960), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1966) … Многого добился бригадир в стране диктатуры пролетариата! Фигура гегемона распирает композицию! Каска и правая рука не поместились в раму! Огромный советский человек! Видно, что портретное сходство сохранено: немолод, лицо красное, узкие щелочки глаз и раздутые ноздри. Таким его сделал профессиональный отбор. Сильный, колючий, суровый и непреклонный, с огромными ручищами. А работяги другому подчинятся не будут. За ним, как за стеной Сезанна. За кубизмом поверхностей: цехов, оборудования, рабочей спецовки. Кажется, что лицо бригадира – это тоже производственный цех в миниатюре. Одномерный, однозначный, как красная труба. А сама труба, как лозунг, как знамя. Но пафос превращается в иронию, и герой забытых времен не располагает к себе. Убогий – а другой и не нужен: единогласно голосовать – много ума не надо. Карикатурный? Это тоже хорошо – только смех вызывает симпатию. Художник пишет то, что видит, и его персонаж начинает жить своей самостоятельной жизнью и перерастает ходульные определения. Художник, следуя своей интуиции, дает универсальный визуальный ответ: герой – он герой только в свое, строго ограниченное, время.
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.