Жанр
Групповой портрет
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1978
Размер
125,х119
Номер
9894-2501ж
Охотники сидят с ловчими птицами возле юрты. Молодой держит беркута, аксакал – сокола. Держат на перчатках из толстой кожи. Еще один беркут сидит перед ними справа. На головах у беркутов томого, кожаный колпачок, прикрывающий им глаза. Композиция построена на сложном чередовании: три ловчие птицы и два охотника. Колорит – оттенки беленой охры и коричневого. Здесь доминирует цвет юрты. Внизу земля из красной охры, вдали просторы зеленого оттенка. Выделяются: синяя одежда старшего и его белая борода. Видно, что аксакал был написан с натуры, такой живой образ невозможно выдумать. Использован прием модернисткой живописи: контраст между буквальным и схемой, натуральным и абстракцией. Вспоминаются: «Мальчик с рыбой», высшее достижение ориентализма в творчестве раннего Семена Чуйкова; «кыргызский примитивизм», лидером которого был Владимир Образцов… В 70-е художники Советской Киргизии отходят от принципов классического соцреализма и обращаются к формальным достижениям 30-х годов. Это движение назовут поиском формальных концепций. Метод не задевал никаких реальных проблем, что давало возможность свободно работать над формой. Всегда можно было сослаться на то, что автор работает над национальной преемственностью социалистического содержания. В действительности удалось создать уникальную форму! Форму, которая говорила об обогащении национальной Школы живописи! О преемственности традиций и еще о чем-то невыразимом…. Сейчас умение говорить формой о чем-то большем переродилось в бессмысленное манерничанье. И невозможно отделаться от впечатления, что удлиненные фигуры – это что-то из области этнографического салона.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.