Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1986
Өлчөмү
90х70
Номери
10505-2626ж
Картина состоит из двух миров. Внизу маленький дворик, а вверху – космос! Разграничивает миры четкая линия. Она образована: крышей домика, верхом навеса, стеной дувала. Двор освещен холодным светом луны и теплым светом из окошка. Оранжевый будто изливается на землю, охватывает и коня, и человека. Сверху дерево и странные тени на огромном, похожем на океан, пространстве. Вдали узнается маленький силуэт священной горы. Вверху – темно-синее ночное небо, полная луна и волнистые облака…. Два мира: маленький и большой, ближний и дальний, преходящий и вечный. Имманентная тема любого пейзажа. Верхний мир – фантастический, загадочный, таинственный… и опасный. Нижний прячется от него за забором, занятый своими маленькими заботами, не поднимает головы и не видит грандиозного великолепия сверху. А к какому миру отнести дерево? Оно посередине? Кажется, что холст «задавлен» толстым слоем краски. Но автору не нужны прозрачные красивости – ему важна геометрическая концепция! Это два разных мира, и не встретиться им никогда. И оба вместе интересуют только художника. Он видит, как лошадь повернула голову и смотрит на человека с ожиданием. Человек на нее не смотрит – смотрит себе под ноги, чтобы не споткнуться. И вверх человек не смотрит, не теряет времени. Он несет охапку травы для лошади. Да! Воистину так! Только две вещи наполняют душу кыргыза! Надо покормить скотину и знать, что есть звездное небо над головой. Ему нет надобности смотреть на них! Он непосредственно связан с ними. Он знает, как верхний мир дает силы нижнему, чтобы он продолжал жить и удивлял небо своими маленькими заботами.
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.