Жанр
-
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1991
Өлчөмү
120,7х114,3
Номери
12165-3062ж
Вот что пишет об этапах творчества художника известный искусствовед Кыргызстана Ольга Попова: «Эволюцию его (Асранкулова Амана) тематических и формирующих поисков можно разделить на два резко отличающихся этапа: советский период, когда его интересовали социальные проблемы…; и период 90-х годов, когда он проявил себя как философски мыслящий художник…». Сегодня мы можем уточнить: раньше художника интересовали социальные и философские проблемы, понимаемые им по-советски, а после крушения СССР он напрямую обратился к темам религиозным. К темам новым, неизведанным. Двое в юрте преклонили колена на молитвенных ковриках. Простые люди: старик во всем сером и старуха в черном платье и в белом платке, накинутом на голову. Одни. Остались одни в результате трагедии? Нет деталей-намеков. Странно: нет ни одной детали советского быта. Как будто не было этих 70-ти лет! Но вот неувязочка: в исламе мужчины и женщины не молятся в одном ряду. Мусульмане Советской Киргизии этого не знали? Или не считали важным? Главным было сохранить веру…. Юрта – молитвенный дом, свет изливается, как божья благодать, через түндүк (верхнее отверстие юрты). Четко читается вертикаль – свет, фигуры, коврики. Горизонталь формируется ограждением. Вертикаль поддерживает пирамида из огромного зеленого сундука и стопки одеял. Вертикаль и горизонталь образуют крест! Не надо искать здесь символов! Но художник не может не искать символов! Художник видит, как хорошо служит для молитвы юрта. Верхнее освещение! Нет окон и создается настроение отрешенности от внешнего мира. Стен нет, мы видим сферу! Вселенную! Теңири! Не мистика ли это? И допустимо ли это? Это новые ощущения, а религиозные они, или мистические – это еще нужно понять. А пока: у живописца и философа на все времена, как было, так и осталось! Главная нравственная опора – это вселенная над головой и вера в душе!
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.