Оплакивание

Жанр

-

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1982

Өлчөмү

97х115

Номери

9879-2486ж

Оплакивают фронтовика, участника Великой Отечественной войны. Над входом в юрту висит портрет покойного – эта традиция появилась в советское время. Судя по портрету, событие происходит не ранее 1943 года (после введения в Красной Армии погон); фронтовик в фуражке, наверное, был сержантом или офицером. Над юртой на шесте висит темная материя. Обычно материя черного цвета оповещает, что умер человек среднего возраста. А возможно, это верхняя одежда покойного. Зачем это сделано? Среди собравшихся не видно мужчин – только малые дети и старики. В центре согнулся и причитает подросток. Выделяется фигура одноногого инвалида. Значит событие происходит во время войны. Справа сбились в безутешную кучу дети покойного и старик-отец. Женщины сидят внутри юрты, они обрисованы одним черным силуэтом. Старики собираются снаружи, обычно напротив того места, где лежит тело. Не видно муллы. Следуя древним обычаям, для покойного ставят отдельную юрту, где совершаются омовение и проводы. Каждый может прийти, выразить сочувствие и попрощаться. И здесь возникают вопросы. Возможно, фронтовик умер от ранений дома. Но место в юрте, где должен лежать покойник – пусто. В той, далекой, войне во время боевых действий практически невозможно было доставить тело погибшего на Родину. Обычно хоронили в братской могиле и присылали похоронку. Решили оплакивать без тела? … В такой трактовке пространство трагедии расширяется до бесконечности. И мужество народа расширяется до бесконечности. На родине решили проводить в последний путь дух героя. Выполнить последний долг перед памятью. Такие опасные темы смело задевали художники 70-х годов прошлого столетия. И такая бесконечная смелость недостижима для нынешнего поколения.


Асранкулов Аман Борубаевич

(1939-1998)

Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.