Жанр
-
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1994
Размер
62х70
Номер
13484-3231ж
Вот что пишет о последнем периоде творчества художника известный искусствовед Ольга Попова: «Очевидно, крах советской эпохи и личные невзгоды, связанные с проблемами здоровья, заставили Асранкулова по-новому взглянуть на недавнее прошлое и на место человека в мире вообще, во все времена. Коллективизм советской эпохи рухнул, оставив человека наедине с самим собой, такими понятиями, как бессмертный народ и смертный человек, бессмертное искусство и личное творчество… Все это требовало мужества для его осмысления, а может быть и переоценки прежних жестких требований ко времени, к людям, к себе. Судя по его картинам последних лет, Аман Асранкулов отмел всякий критицизм, оставив для творчества только самое чистое и высокое, чем всегда жила душа. Он уже не нуждался в поисках натуры. Он выразил свое мироощущение чистыми образами, сочиненными, как стихи. Ни одного лишнего слова (движения кисти), только самое необходимое, предельно ясно выражающее его любовь и печаль». В айване, в открытом пространстве дома, обращенном внутрь двора, живет старуха в черном платье и в белом платке. Окно и дверь, ту же постель. Живет и ждет без надежды, без детей, без внуков. Никого нет, разъехались, ушли…. Ойкумена сжалась до размеров небольшого прямоугольника. Область за пределами прямоугольника – чуждая, враждебная, недобрая. Ядовито-желто-зеленая. Зияет пустотой круг очага, глиняного тандыра. Очаг давно потух, но тепло еще осталась, как цвет сиреневого уюта. Перекликаются: круг – квадрат. Внешние силы разорвали единство: айван – очаг. И теперь они разделены и уходят в вечность застывших гармоний. Не радует глаз голубое небо, зеленое дерево. Не спасает от злого одиночества обманчиво-эстетский колорит.
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.