Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1986
Өлчөмү
78,5х86
Номери
10331-2583ж
Суранбаев Камбаралы (1894-1953) родился в селе «Орто-Азия» Сузакского района, в 1937-50-х годах – депутат Верховного Совета СССР. Председатель Джалал-Абадского областного исполнительного комитета (1939). В 1928-31-х годах организатор комсомольских и партийных ячеек в Сузакском районе. В 1931 организовал колхоз «Орто Азия», был председателем правления. Заслуженный работник сельского хозяйства Кыргызской ССР. Награжден двумя Орденами Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Знак почета…. Картина о полной поддержке политики партии и правительства в области сельского хозяйства! Но художник не поступился формальными принципами. Манера исполнения напоминает стиль социального примитивизма 30-х годов…. Земля поделена пополам на черное и охру. Черное – это человеческое, уже распаханное, охра – природное, не тронутое. Посередине едет трактор, дымит вдалеке. Поле, небо, волы, люди – оттенки желтой земли. На них надвигается «черный квадрат». Его «нарисовал» трактор. Нужны ли волы, запряженные в плуг? В эпоху коллективизации и механизации они остались без дела. Нужен ли человек с кетменем? Наверное нужен. Нужен хозяин! Председатель! Убежденная фигура председателя с волевым лицом, и в контраст – поникшая фигура рядового колхозника. Единицы становились орденоносцами, сталинскими соколами! А большинство оставалось равнодушной массой. Орденов будет много – производительности труда не будет. И председатель – не хозяин, председатель – чиновник. Автор показал, что умеет не только декадентские картинки живописать. Ему под силу сложные работы, неоднозначные, действительно провидческие.
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.