Жанр
Портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1980
Өлчөмү
79,5х60,5
Номери
8258-2273ж
Кузнец в своей кузнице с помощью огня, таинства и мастерства, подчиняет своей воле упорное железо. Голый по пояс, в белом обожженном фартуке, держит на наковальне в клещах треугольную деталь, похожую на амулет! А возможно, это просто топорище. Кажется, что вторая рука кудесника достает огонь прямо из горна. Станиной для наковальни служит огромный пень. С потолка свисает деревянное коромысло для ручной подкачки воздуха в меха. Огонь из печи освещает мастерскую. До дальних стен и потолка свет не доходит, их формируют отсветы зеленого оттенка. Оконные проемы темные. Вечер или ночь? Полукруглые своды печи светло-голубые, как будто от них исходит потусторонний свет. Художник точен и прост, он пользуется жизненными наблюдениями и своим внутренним взором, и потому картина получилась правильная. Кузнец – сильный, крепкий мужчина, интересный своей индивидуальностью. Он не винтик равнодушной системы. Это брутальный символ человеческого непослушания, непохожести и неповторимости. Его продукция востребована, но ему приходится работать по ночам. Советская система считает, что в эпоху индустриализации кузнец – это пережиток средневековья, а кузница – источник нетрудовых доходов. Индивидуалист кузнец в своей частной кузнице работает по ночам, и не хочет встречаться с фининспектором.
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.