Жанр
Натюрморт
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1994
Өлчөмү
48,5х34,5
Номери
13199-3223ж
Пепельно-розовая драпировке нарисована в обратной перспективе. На ней стоит кувшин из оранжевой тыквы. Сосуд напоминает женщину, которая несет на голове ношу. А зелено-голубая тарелка смотрит на нас единственным глазом. И темно-малиновый зрачок притягивает все наше внимание. Только линии и цвет, и образ предметов зафиксирован в нашем сознании навсегда. Золотые узоры драпировки подсказывают, что автор искал в предметах – узор, абстракцию! Пластика подсмотрена в реальности, но гений сочинил им характеры. У мастера «узоры» фона тоже работают: светлая сторона активно формирует фактуру стены, а теневая западает и организует глубину пространства…. Это все живописная поверхность! А в глубине? В контексте? В контексте: мы теперь Кыргызская Республика, у нас первый президент и уже своя валюта! Началась эпоха перемен. Перемен чего? Внешнего вида? А можно ли измениться внутри? Можно ли перейти к чистой абстракции? Это было бы логично! От реальности-то ничего не осталось! Кувшин не похож на тыкву, да и тыква непохожа на себя? И тарелка – тоже не тарелка. О подставке вообще молчу. Еще немного и станет не нужна эта сомнительная связь с реальностью. Но что-то мешает. Традиции? Советские? Южные? Мешает явление! С точки зрения Запада, оно не завершено и вторично. А мы думаем, что оно состоялось! Стало уникальным в борьбе с надуманной идеологией и упертым начальством. Мы назовем это Южной Школой Советского Мажорного Модернизма!
(1939-1998)
Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.