Жанр
Бытовой
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1988
Размер
78,5х99,5
Номер
11455-2849ж
Тема традиционная, а трактовка новая! Женщина в элечеке, по-видимому, прядет пряжу, делает характерные движения, и на ковре лежат шерстяные клубки. На подпорке юрты висит калпак. Комуз и домбра у края картины. Все остальное нарисовано плоскими узорами. Фантастическая феерия узоров и цветов. На стенах и на полу висят и лежат ковры и циновки. Слева порог, а справа на сундуке сложены стопкой одеяла. В центре юрты декоративный кувшин с цветами, танцующий подбоченившись. Танцуют все! Снизу и сверху неистово пляшут, водят хороводы прямыми линиями и диагоналями. Танцует женщина (и одновременно прядет), танцуют даже квадратные шашечки. Советского художника могли обвинить в назойливой эскизности. Мастер оправдывался: ему некогда делать долговременные тщательные работы, съемки фильмов мешают, надо быстро уловить настроение. И уловил: в его интерьерах и натюрмортах появился дух современности, свободомыслия и эксперимента. Новая возможность для развития дизайна, декоративного искусства! Художник не срисовывал узоры, а сочинял дикую фантазию, разрывающую рамки. Но эта возможность не станет продолжением.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.