Жанр
Групповой портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1986
Өлчөмү
134,5х120
Номери
10417-2606ж
Вверху, слева направо: СУЙМЕНКУЛ ЧОКМОРОВ, режиссеры ГЕНАДИЙ БАЗАРОВ и БОЛОТ ШАМШИЕВ. Крайний справа – старик с беркутом, из какого фильма? – не определить. Напоминает сказочника, расторопного МОМУНА из фильма «Белый пароход». Но, скорее всего, это обобщенный образ. Внизу: оператор КАДЫРЖАН КЫДЫРАЛИЕВ, и режиссер ТОЛОМУШ ОКЕЕВ. Посередине образ Кыргызской красавицы. Почему художник не изобразил красавицу ТАТЫБЮБЮ ТУРСУНБАЕВУ? Возможно в этот «мужской клуб» автор решил пригласить «образ»? Идеальный, чтобы другим было не обидно? Сколько нареканий вызвала эта театральная куколка! Фактически художник разместил на картине авторов Кыргызского чуда в кинематографе Советской Киргизии конца 60-х, начала 70-х годов. Правда, нет МЕЛИСА УБУКЕЕВА и АЛЬГИМАНТАСА ВИДУГИРИСА. Возможно, художник решил изобразить самых близких ему людей. Он много работал с ОКЕЕВЫМ, КЫДЫРАЛИЕВЫМ, ШАМШИЕВЫМ, делал портрет ГЕНАДИЯ БАЗАРОВА. Есть мнение, что себя автор не включил, а изобразил оператора БОРБИЕВА НУРТАЯ…, это спорное мнение. И вообще автор не стремился к буквальной похожести – он стремился выразить свое понимание. ЧОКМОРОВ смотрит влево, за пределы композиции, а старик с беркутом вправо, прямо на зрителя смотрят БАЗАРОВ, КЫДЫРАЛИЕВ и… куколка. ШАМШИЕВ и ОКЕЕВ – творцы, углубленные в себя. Каждый – одна из граней Кыргызского кинематографа: человек из народа ОКЕЕВ, городской интеллектуал БАЗАРОВ, эмоциональный ШАМШИЕВ, рассудительный КЫДЫРАЛИЕВ. И сам автор – художник, актер с выразительной внешностью и удивительной судьбой. Акцент – огромный шар кинематографического софита, прожектора в черном квадрате. Перед оператором – кинокамера, такой уже нет, все заменили цифровые технологии. На круглом столике раскрытый сценарий. Преобладает серо-черная гамма. Красный, оранжевый, розовый, зеленый, голубой, располагаются композиционно. Смысл? Все разные, все антиподы, … все не ладили друг с другом… И все вместе – наше Чудо! Это авторское представление о понятии «Кинематографисты Киргизии». Поэтому и споры были. Жаль, что не стали дискуссией. Сложная задача и неоднозначная картина. Редкость в изобразительном искусстве Кыргызстана. Я сторонник таких задач и таких картин!
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.