Жанр
Групповой портрет
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1980
Өлчөмү
120х89,7
Номери
8483-2286ж
Немолодая женщина стоит перед зеркалом и видит за своим отражением отражение многих людей, которых уже нет. Это память об ушедших… Это не родственники – коллеги по работе, соратники по строительству новой страны! Это с ними она прошла (символически) Революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную, работала над восстановлением разрушенного народного хозяйства. Есть среди подружек совсем юная девушка в тебетее, есть стриженная в гимнастерке. Все комсомольцы, наверное, есть и партийные. Простые работники – не начальники. Есть и друзья постарше с книгами в руках. Трудовая интеллигенция! Они все ушли, а она осталась. И на закате жизни любимые подружки, друзья и сослуживцы приходят к ней в отражении зеркала… Советский колорит – контраст оранжево-кирпичных – хрущевских – и серо-зеленных – панельных – оттенков. Лица брутальные, суровые. Суровый советский человек! Сейчас нет ничего странного в том, что немолодая женщина по вечерам видит в зеркале… призраков. Типичный триллер. А тогда живописная картина могла вызвать вопросы у компетентных органов, могла стать основой дискуссии среди интеллектуалов! О чем она? Это советский мистицизм? Хорошо, что тогда такие вольности допускались. И художники своими талантливыми работами раздвигали рамки возможного: и зрителям интересно и начальство одобряет. Считалось, что это социалистический романтизм эпохи развитого социализма: содержание однозначное (понятно какое) – форма любая, но без экстремизма. Картина в 80-е будет куплена музеем, а сейчас ее значение трудно объяснить молодым.
1946
Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.