Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1991
Размер
70х100
Номер
14329-3293ж
Марево не приглушило цвет: здесь нет глухих оттенков! И бледно-голубой в горах такой же цветной, как и оранжевый на поле, как стронциановый на деревьях. Звенящие грани опровергают все правила световоздушной перспективы! И вообще, горный пейзаж – это обратная перспектива! Посудите сами: долина, которая к нам ближе всего, – маленькая; а горы, которые далеко от нас, – большие. И чем дальше, тем сложнее рисунок, больше деталей и оттенков. Все ясно: художник не разбивает природу по планам и не поверяет гармонию алгеброй. Художник занят другим! Линиями, пятнами, плоскостями и пространством. Для художника природа – это фрагмент изумительного ковра, где поле – это кайма, а деревья вдоль дороги – бахрома… и одновременно – это… реалистический пейзаж. Художник понимает – без жизненных впечатлений, оригинальный узор не получится. Мы узнаем: вершины, склоны; рощи на склонах; деревья, растущие вдоль дороги; оранжевое поле и стог сена. И небо… А почему небо пустое? Здесь должен быть узор. А его нет! Только однотонное небо… Так делают народные мастерицы, они заполняют центр настенного ковра однотонной тканью (туш кийиз). Зачем заполнять узорами всю плоскость, достаточно обработать края, это уже красиво. И обновить такую красоту легко. Пустота оттеняет сложность? Непонятно… Художник покорно рисует небо таким, каким видит. Не домысливает и не дорисовывает, потому что небо – это не пустота. Небо – это бездна. А ее невозможно изобразить.
1933-1995
Художник-прикладник. Народный художник Киргизской ССР. Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула. Родился 4 мая 1933 года в селении Ичке-Джергез Иссык-Кульской области. В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. В 1960 году получил высшее образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, по специализации - художественное оформление тканей. Член Союза художников СССР с 1963 года. Получив высокую профессиональную подготовку, Дж.Уметов работал на основе традиционной художественной культуры кыргызского народа. Художник работал в различных техниках народного искусства - ала-кийиз (войлок, вваливание), чий (тростник, декорированный цветной шерстью). Произведения Уметова - это монументальные панно, не только по размерам, но и по восприятию пространства, цвета и рисунка. Их образная значительность и изысканная красота требуют рассматривания в музейной экспозиции или в обширном современном интерьере. Необходимым подспорьем для прикладного искусства Дж.Уметова является его станковая живопись, преимущественно натурные пейзажи, в которых яркая декоративность цвета мешает правдивому отображению характера и состояний кыргызской природы. Произведения Уметова удостоены Золотой медали Академии художеств СССР, Золотой медали ВДНХ СССР. Награждён Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд".