Жанр
Бытовой
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1960
Размер
28,2х25,8
Номер
1396-575ж
Автор – студент Ленинградского института имени Ильи Ефимовича Репина. Молодой художник испытывает разные влияния: оттепели, сурового стиля, учителя – Евсей Евсеевича Моисеенко. Профессионально старается в конкретном увидеть обобщенный образ. Мать отдыхает, сидя перед низеньким круглым столиком. На столике пиала и чашки, на полу прокопченный чайник и остроносые азиатские калоши. Позади крестьянская печка, большие чаны. Сверху сушится белье. Возле стены деревянный комод, покрашенный бледно-салатной краской. Темная гамма серо-фиолетовых, зеленоватых, коричневых оттенков. Акценты – темное загорелое лицо и белый платок, чистые чашки, краешек белого сверху. Считается, что в Советской Киргизии сурового стиля не было. Но такие небольшие этюды были. Жаль, что художник не продолжил тему. Возможно, внутренний цензор не увидел здесь большой картины. А молодой талантливый художник прочувствовал все правильно. Мать немного отдохнет, тихо встанет и незаметно завертит вокруг себя кучу дел. Семья большая – надо все успеть. Беспристрастно правдиво и обыденно художник рассказал о маме. Мама – это, и забота, и труд, и красота, приглушенных оттенков.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.