Цветные кубики

Жанр

Групповой портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1982

Размер

80х80

Номер

9747-2470ж

В комнате у открытой двери сидит женщина в белом платье с ребенком на коленях. На ребенке белая рубашонка и коричневая телогрейка-безрукавка. На улице тишина и мама не боится сквозняков, пусть маленький ощутит прохладу… Прекрасный сельский пейзаж: небо, горы, летняя густая зелень, дувал, навес, идеально чистый двор. Охра светлая, охра красная, темно-зеленые оттенки. Гармония цвета! Радость для глаз! А глаз зрителя крутится вокруг малюсенького желто-красно-зеленого кубика! Ядовитый акцент смотрится диссонансом! Центр композиции – продукт современной химической промышленности! Но как бережно держит игрушку на ладони мама. Как интересно малышу! Кубик актуален! Эрне Рубик изобрел «Кубик Рубика», игрушку головоломку, в 1974 году, в 1981 году она появилась в СССР. И, возможно, мама с ребенком играют в кубик Рубика! … В природу, в натуральную среду кыргызского аила агрессивно внедряются мировые визуальные новшества и… это неизбежно. Традиция под напором модернизации! Но автор задает более сложную загадку. В его понимании традиция – это нечто весьма своеобразное, непохожее на общепринятое и привычное. Его традиция – это сухой стиль, упрощенные формы и сдержанные цвета и именно яркий кубик смотрится на картине живым и естественным. И зритель не понимает: между чем и чем здесь идет спор? А может это противостояние идеального сельского модерна с реальным городским постмодерном? Постмодернизм предложил новую парадигму и помог примириться с эклектикой 80-х. А что нам поможет сейчас? Что делать будем с сегодняшним визуальным беззаконием?


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.