Молодость Киргизии. Артисты цирка

Жанр

Групповой портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1987

Өлчөмү

119,1х139

Номери

10667-2681ж

В 1962 году была организована первая в Республике цирковая труппа «Молодая Киргизия». Руководитель – Евгений Александрович Чжан Фунлин (Джаныбеков); участники – Мамытбеков Эсенгул, А. Жусупов, С. Бейшебаев, Б. Кулубаев, С. Сооронбаев, М. Жумалиев, Клара Линчан. Впервые они вышли на арену 20 октября 1963 года! Этот день считается днем рождения кыргызского цирка! Номера программы создавались на основе национальных игр, некоторые фрагменты выступлений сопровождались игрой на комузе…. Мне кажется, на картине изображены участники именно этой первой труппы, образца 1962 года! Справа выделяется Евгений Джаныбеков; в костюме, в галстуке, слегка опирается на трость. В центре девушка; глухой ворот платья, прическа – все это указывает на Клару Линчан. Крайний справа похож на клоуна: улыбается, на нем мешковатый пиджак. Может быть, это Сооронбаев – первый кыргызский клоун…. А может и нет. Это все мои предположения. Достоверных данных у меня нет, мы даже не знаем всех по именам. И времени для детальных исследований у меня тоже нет, я не историк – меня больше интересуют художественные парадоксы… Стоят, как на подбор, стройные, красивые, сильные! Атлеты и акробаты. Стоят за «кулисами» в полной боевой готовности, занавес отодвинут, видна арена цирка, конный номер, наездница. Лица светятся линиями, пространство лепит фактура, монохром богат оттенками. Вот только картина больше похожа… на уличную афишу, написанную маслом на холсте, не хватает только текста. Так делали! Тулуз-Лотрек делал, в СССР делали, в 20 годы! Авангард возвращается? Не похоже. Новая форма не добавляет нового содержания. Здесь особый случай. Сделать плакат и продать его в музей как станковую картину – это было круто! Это была свобода! Художническая вольница! Могли сказать, что художник схалтурил. Не сказали. Было общее понимание – это уместно, своеобразно и талантливо! Либерально настроенная среда отстаивала право художника на эксперимент. Не все поиски были удачными! В данном случае получилось! Лихо получилось, как у циркачей-наездников. А за легкостью исполнения проглядывает мастерство, наработанное годами, как у циркачей-тружеников. Ну и что, что автор применил формат уличного искусства? Это помогло запечатлеть «уходящую натуру» и сохранить непосредственность! А похожесть на афишу – это не порок! Это достоинство! Все афиши должны быть такими – элегантными, эстетскими! И к станковой картине надо относиться легко, как к народной забаве, а не как к ответственному поручению партии и правительства! Надо быть ближе к людям! В общем, 25-летний юбилей первой в Кыргызстане цирковой труппы отметили весело!


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.