Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
1973
Размер
39,5х63,2
Номер
13482-3229ж
Работа двадцатишестилетнего художника. Год назад автор окончил графический факультет Московского художественного института имени Василия Сурикова. Осень, сумерки: доминируют оттенки серой и охры. Стог сена (или саманный дувал?), забор и ворота из жердей, загон для скота. Больше ничего не видно, ни людей, ни домашних животных. Нет живописных контрастов: света бы ярче и потемнее тени. Но молодой художник уловил тренд и включился в увлекательнейший эксперимент: создание основ кыргызского мажорного модернизма. Он понимает: нужно нарушать все общепринятые правила. Нужно видеть только то, что тебя привлекает, можно фрагментами. Живопись или графика? Да какая, в сущности, разница. Живопись – это брутальная графика, с включением бледных оттенков. Побольше странностей и поменьше соцреалистического темперамента – это тогда было в моде: художник сразу становился интересным и смелым, и музеи такие работы покупали. Без шуток: автор смело и честно увидел безлюдное разоренное колхозное хозяйство в степи и больше ничего не увидел, и оказался на уровень выше лакировщиков той, советской, действительности. Советский автор увильнул от идеологии, интеллектуал не стал иронизировать, а городской художник сыграл в супрематическую игру прямоугольников, составленных… из жердей. Кроме жердей, слева расположен прямоугольник стога сена, снизу прямоугольник земли, сверху темный прямоугольник теневой части навеса и зеленоватый прямоугольник неба. Вся композиция – это контраст-нюанс прямоугольников. Тонкая, интеллектуальная игра! Но уместен ли урбанистический супрематизм для трансляции субъективных впечатлений от степного пейзажа?
1946
Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.