Жанр
Портрет
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1967
Размер
135,5х102
Номер
3496-966ж
У матери загорелое лицо, натруженные руки, большой синий платок и серо-зеленое, до пят, платье. Она сидит на земле по-крестьянски, поддерживает ребенка, который играется с зеленым с шариком. Мамасалы Апышев в книге «Суйменкул Чокморов. Жизнь и творчество» приводит слова художника об этой работе: «… я положил в основу, как прототип свою мать. Но портрет женщины одновременно очень похож и очень непохож на мою мать. Это … обобщенный образ …». И, конечно, в Кыргызстане все образы окрашиваются светом гениальных произведений Чынгыза Айтматова. Это Толгонай из повести «Материнское поле». Погибли все, она осталась одна с внуком Жанболотом. Сам Суйменкул Чокморов с самого рождения страдал неизлечимой болезнью. И его фантастический взлет был кратковременной и яркой вспышкой, вдохновляющей победой Человека над злым роком. И художник изображает идеал и видит в нем трагедию. Мать сидит уверенно, а смотрит задумчиво, печально, глядя мимо нас, вдаль, будто желая высмотреть то, что хочет увидеть. И суровые условия не страшны ее цветущему ребенку. Внимание малыша обращено к игрушке, зеленому шарику. Выписаны руки и лицо, обобщено сделаны фигуры, абстрактно, большими мазками, окружение. Брутальные формы, монументальная живопись, вселенские идеи. Картина 1967 года показывает, в каком направлении могло бы развиваться творчество автора, если бы не кино: съемки, фестивали, поспешность и быстрота.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.