Жанр
Портрет
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1972
Размер
59,х54,5
Номер
5493-1646ж
Жена художника, Шабазова Салима, с годовалым сыном Бактыгулом, названным так в честь дебютной роли отца, в кинофильме «Выстрел на перевале Караш». Малыш удивленно смотрит на зрителя, настороженно изучает, новый для него, окружающий мир. Все помыслы матери о ребенке: она надежно держит его в непропорционально огромных руках, ласкает вытянутыми губами, лелеет любящим взглядом. Основа колорита – оттенки охры и еще три бледных оттенка: белая рубашонка, голубое платье, розовый фон. Границы бледных тонов очерчивают прихотливые черные контуры, кое-где они исчезают, отступая перед беззащитностью формы, позволяя ей нежно сливаться с фоном. Перекликаются темные волосы матери и блестящие глаза ребенка. Бактыгул родился в 1972 году и в тот же год была написана эта картина. Была сделана быстро: художник ясно понимал, чего он хочет. Долгожданный сын, как обновление. И картина уникальна. Отец пишет ее мелкими фактурными мазками, характерными для кыргызского модернизма. Удерживается на грани пуантилизма. И поразительно: брутальная поверхность чудесным образом порождает пространство уюта и любви, вечная суть торжествует над модной формой.
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.