Жанр
Бытовой
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1972-1981
Өлчөмү
122,5х249
Номери
8894-2367ж
Великолепная соцреалистическая картина. Большая тема: крестьяне на сенокосе в коллективном порыве помогают рабочему классу строить коммунизм. Точнее помогали: рабочий день уже закончился, и они отдыхают в тени стога. И не просто отдыхают – повышают свой культурный уровень. Сложили рядом вилы, сняли обувь. Солнце на закате, вдали виднеются горы, пасутся кони – великолепный пейзаж (автор родом отсюда и хорошо знает эти места). Центром большой группы слушателей становится молодой агроном. Наверное, агроном. Он отучился в городе и привез оттуда «новые песни о главном», и наигрывает их на комузе. Его с интересом слушают зрители всех возрастов. Молодые под впечатлением! Вторая группа поменьше, обособилась, здесь одни старики и у них другое настроение. Старшее поколение вспоминает о грозных временах, о тех, кто не дожил до торжествующих песен. Тогда почему они оттеснены на край? В тени? Возможно, это те, кто сомневается в эффективность коллективного труда? Не верит в окончательную победу коммунизма? Картина создана в период развитого социализма и такие художественные вольности допускались. А может и не замечались…. Сейчас такие неоднозначные работы художники делать не умеют, разучились. О соцреализме судят по худшим работам, получившим одобрение коммунистических начальников. Не понимают картин, в которых была, может быть и невольная, критика действительности…. Были и непонятные, загадочные места, и они-то становятся со временем самыми главными. Кого вспоминают старики? Безвинно погибших в страшном 1916 году? Жертв сталинских репрессий? Летом 1991 в пригороде столицы Кыргызстана, возле села Чон-Таш, было обнаружено массовое захоронение человеческих останков. В 2000 году здесь будет создан мемориальный комплекс Ата-Бейит, посвященный жертвам сталинских репрессий; а в 2016 году открыт Мемориал памяти погибшим в 1916 году. Так что, великолепная соцреалистическая картина, созданная в Советской Киргизии, приобретает совершенно иной смысл…. Кстати, агроном очень похож на автора картины, а может быть на его брата....
(1939- 1992)
Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.