Жанр
Пейзаж
Мезгил
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал/техника
Таар, май боек
Түзүү күнү
1980
Өлчөмү
130,3х149,1
Номери
155-122-ж ВФ
Поля, горы, вершины. Тополя вдоль дороги. Далее расположилось селение. Пожелтевшие деревья перемежаются с еще зелеными. Утро, желтый трактор начал осеннюю вспашку. На синем небе растворяются перистые облака…. При перечислении элементов, кажется, что перед нами типичный горный пейзаж, но не все так просто.… Известный искусствовед Ольга Попова о пейзажах художника пишет следующее: «Большое значение красоте живописной фактуры, звонкости цвета красок придает Сабитжан Бакашев… Как и большинство киргизских художников, он любит изображать природу, однако она предстает в преображенном, сильно декорированном облике, причем в основе композиций всегда реалистический, профессионально сделанный рисунок, лишь слегка и со вкусом стилизованный, зато цвет, произвольно условный, яркий и нарядный, гармонически построенный, несмотря на отдаленность от реального цветосочетания и цветовой насыщенности живой природы». Художник просто игнорирует надоевшую световоздушную перспективу, изгоняет из своих работ пошлую воздушную дымку. Он уверен, что цвета, «взятые в лоб» (большой грех в академической живописи) полнее передают красоту синего неба, пестрых гор, полосатых полей. А линии должны петь! … Линии изогнутого плоскогорья начинают волноваться, подниматься, ударяться холм о холм, и успокаиваются, достигнув безмятежности остроконечных вершин. Наверху их подпирают энергичные косые штрихи отвесных склонов…. И к тому же, художник не мог без загадок (чтобы искусствоведам жизнь сахаром не казалась). Что делают люди на краю поля? Они приехали сюда на желтой машине? Из селения? Отмечают начало осенне-полевых работ. Не похоже – агитации не видно. Стоят в ряд, на коленях. Молятся? Неужели хоронят? … Молятся чтобы урожай был хороший? Анжелюс какой-то (Angelus Domini). Колхозный? Мусульманский! А-а! Религиозная тема в стране соцреализма! Разве такое возможно! … Мне кажется, художник простодушно изобразил недостоверных людей с их призрачными хлопотами (неважно какими), чтобы передать горный масштаб! Чудовищную несоразмерность. Чтобы сразу стало понятно: вот это – про вечность! А вот это – преходящее. И это ведь опять про религию! А-а!
(1941-1988)
Монументалист. Живописец. Родился в 1941году в селе Ак-Терек Тонского района Иссык-Кульской области. В 1966 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, отделение монументально-декоративной живописи. Учился у профессоров Казанцева А.К., Бучкина П.Д., Соколова А. К. Как один из первых национальных художников-монументалистов, получивших высокую профессиональную подготовку, активно участвовал в развитии монументального искусства Кыргызстана. Художник разносторонних творческих интересов, создал произведения живописи и керамики. Он в каждом виде искусств проявил чувство формы, владел арсеналом выразительных средств. С 1970 года-член Союза художников СССР. Участвовал в республиканских, международных выставках и симпозиумах по керамике. Награждён медалью ВДНХ СССР.